Смотри также: все статьи по модели СУ-100 Звезда
Изначально я ставил перед собой задачу «Выбрать очень простую в сборке модель и попробовать на ней технику модуляции в покраске». Но… как всегда в общем. Накупил «допов» из смолы, фото-травления, ствол металлический (смотри описание наборов), наткнулся на хорошие статьи по матчасти САУ СУ-100 в журнале «М-Хобби» (подготовка к стройке) и началась сборка модели СУ-100 не просто так, а в соответствии с прототипом этой САУ на начало 1945 года.
Модель «из коробки» можно собрать буквально за пару вечеров. Все просто, детали более-менее стыкуются, утяжин почти нет. Такая сборка модели СУ-100 для начинающих моделистов — самое оно. Но у нас другая история: как из «гадкого утенка» сделать «белого лебедя». Начнем!
Сборка модели СУ-100. Ванна корпуса
Ванна корпуса собирается из отдельных деталей. При сборке на стыке днища и задней нижней бронеплиты образовалась приличная щель, которую пришлось шпаклевать. Так как я изначально принял решение не заморачиваться копийностью днища, то и шпаклевал не особо стараясь: более-менее ровно, да и ладно.
Между корпусом и ванной над катками «Звезда» оставила огромные «дыры», что логично, ведь «их же не видно» :). Но, так как я буду менять надгусеничные полки и грязевые щитки, то без этих элементов верхняя часть корпуса просто не сможет нормально встать на ванну. Сделал их, как всегда, из «дошипластика» (бутерброд из склеенных листов).
Доработки по корпусу модели СУ-100 от Звезды
Отрезаем передние и задние грязевые щитки. Передние щитки однозначно под замену. Форма щитков соответствует послевоенным моделям. В моем случае щитки должны быть скругленными, буду делать их жести. Задние, в принципе можно оставить, но так как надгусеничные полки так же будут заменены, их тоже «под нож».
Боковые и верхние решетки МТО заменяем на смоляные детали из набора «Комплект ЗИП». Верхние решетки в наборе СУ-100 от Звезды даны вместе с корпусом, их пришлось вырезать.
Опираясь на чертежи из журнала «М-хобби» сделал в задней стенке корпуса место под установку вертикальной створки люка заряжающего. Створку люка сделал из «дошипластика».
Размер выреза под жалюзи необходимо уменьшить вставками листов пластика. Сами жалюзи взяты из набора фото-травления «Микродизайн».
В общем-то жалюзи будут фактически скрыты верхней решеткой. Поэтому тут особо стараться не стоит.
Сделал треугольные вставки между задней стенкой рубки и боковым бортом двигательного отсека.
Кроме того, сымитировал выступ боковых бронелистов рубки. В январе 1945 года этот элемент корпуса делали «встык» а не «в паз». Такой подход уменьшал количество трещин в бронелистах при сварке.
Стык верхнего переднего бронелиста СУ-100 и передней балки корпуса
Детали в наборе в большей степени соответствуют послевоенному образцу САУ СУ-100. В модели января 1945 года необходимо сделать «ступеньку» между передним бронелистом и балкой корпуса. Толщина брони переднего бронелиста СУ-100 была увеличена до 75мм а конструкция передней балки не была изменена. Такая ситуация сохранялась до конца войны.
Для имитации стыка, опираясь на чертежи и фотографии, я уменьшил высоту бронелиста.
И сделал вставку из полоски пластика на переднюю балку.
Балка имела скругленную форму и корпус был по длине на 10 см меньше, чем на послевоенных модификациях.
Сымитировал грубый сварной шов на ступеньке между бронеплитой и передней балкой корпуса САУ СУ-100.
Для имитации лючка на нижней передней броне плите взял тонкую полоску пластика, вырезал в ней лючок и имитацию головок болтов. После чего наклеил все это на нижнюю бронеплиту. Результатом остался доволен. Кроме того, для придания небольшой неровности бронелиста применил простую технику: по всей поверхности наносим тамиевский супер-жидкий клей, даем пластику немного размягчится, после чего жесткой кистью тычками сделал неровности.
Так же сделал имитацию сварного шва.
Задняя верхняя бронеплита САУ СУ-100
На задней броне плите решил заменить болты на метизы от «Мастерклуб». Вроде и исходные болтики выглядят не плохо. Но, замена дала большую четкость граней шляпок болтов и в конечном итоге задняя часть модели стала выглядеть более интересно.
Вот такие болтики 0,9мм с шестигранной шляпкой я использовал для замены. В общем то, можно использовать диаметр +- 0.1мм. Визуально разницы не будет, на мой взгляд.
При первом подходе я допустил ошибку , вместо 5-ти болтов на боковых гранях бронеплиты, поставил четыре. У «Звезды» идет четыре болта, имейте это ввиду. В дальнейшем этот косяк исправил.
Сымитировал неровность поверхности таким же образом как и описывал выше в этой статье.
Ну и из жести и проволоки сделал складную ручку для крышки доступа к двигателю.
Имитация фактуры на бронелистах и маске орудия СУ-100
Звезда дает абсолютно гладкие бронелисты на рубке модели СУ-100. В общем-то в этом нет ничего страшного, фактуру можно показать в процессе окрасочных работ. Но посмотрев на фотографии реальных САУ на совершенно замечательном ресурсе legion-afv.narod.ru, я решил попробовать сделать имитацию дефектов брони. Для этого использовал очень простую технику: для имитации крупных «раковин» в литье сделал при помощи модельного ножа, нанося их в хаотичном порядке. (тут главное не переборщить с количеством)
А для мелкой фактуры использовал модельный клей (Tamiya extra thin). Наносил мокрый слой клея на поверхность, немного ждал, чтобы пластик чуть-чуть размягчился, после чего старой жесткой кистью тычками делал фактуру. Этот метод хорошо контролируемый, степень фактуры можно регулировать визуально и, если необходимо, повторить процедуру. Заметил, кстати, что при высыхании клея фактура немного сглаживается. В любом случае, если переборщить, то всегда можно сгладить неровности при помощи шкурки. Опять же нужно учитывать, что в дальнейшем при нанесении слоев грунта, краски и лака фактура так же будет немного сглаживаться.
Таким же образом усилил фактуру литья на колпаках трансмиссии ведущих звездочек плюс из тянутого литника усилил имитацию сварного шва.
На деталях маски орудия я для начала просверли отверстия в ушках на неподвижной и подвижной частях маски.
А фактуру литья усилил при помощи тамиевской шпатлевки смешанной с клеем. Нанес тонкий слой шпатлевки, заодно заделав неприятные утяжины между болтами крепления маски к корпус СУ-100, потом старой жесткой кистью тычковыми движениями задал необходимую фактуру и результат немного обработал наждачной бумагой. Так же очень простая и хорошо контролируемая технология.
Доработка люков экипажа на модели СУ-100 от Звезды
Люк механика-водителя СУ-100 я использовал из смоляного набора от «Комплект ЗИП». Форма отливки для люков САУ СУ-100 военного периода содержала букву «Р.» и небольшую площадку с утолщением под перископами мехвода, на которой почему-то было много грубых царапин. Откуда появилась буква «Р.» на люке можно прочитать в журнале «М-хобби» (номер от декабря 2106 года). Я сымитировал эти элементы при помощи тонкого пластика. На мой взгляд получилось довольно реалистично.
Броне реснички решил сделать приоткрытыми. Модель задумана со всеми дополнительными баками, которые при боевых действиях, как правило, снимали и ставили их, когда САУ СУ-100 была, например, на марше. Так что будем считать, что самоходка находится в движении с закрытым люком.
На верхней створке заряжающего заменил петли. Каждая петля имеет шесть звеньев, по фотографиям на правой петле из пластика и латунной фольги сымитировал механизм фиксации люка в открытом положении.
Из пластика, тянутого литника и проволоки сымитировал торсионы и фиксаторы на люке наводчика.
Поставил командирску башенку и колпаки вентиляторов из смоляного набора от «Комплект ЗИП». Детализация комбашенки порадовала. При желании створки люка можно сделать открытыми, внутренняя часть створок неплохо проработана.
Передние и задние крюки на модели СУ-100
Так же из набора «Комплект ЗИП» установил передние и задние крюки. На передней бронеплите крюк направлен вверх, на задней — вниз.
Так же сымитировал сварные швы вокруг крюков при помощи тянутого литника.
Сварные швы на СУ-100
Имитацию сварных швов делал при помощи тянутого литника. Технология хорошо известная, хорошо контролируемая и дает хороший результат.
Сымитировал сварные швы между передней бронеплитой и боковыми стенками рубки
Обварил треугольные вставки-косынки
И сделал грубый сварной шов на стыке корпуса командирской башенки и боковой стенки рубки.
Доработка задней решетки МТО САУ СУ-100
Установил жалюзи в приоткрытом положении, предварительно прокрасив площадку цветом 4БО, сами жалюзи покрасил металликом от Ганзы. В общем то, все это «суслик», которого не особо будет видно.
Крышку решетки МТО взял из набора «Комплект ЗИП», сетку из набора фото-травления от «Микродизайн». При работе с этой деталью нужны быть очень осторожным, т.к. смола довольно хрупкая и без проблем ломается. У меня две перегородки на сетке были в результате манипуляций были сломаны, пришлось подклеивать.
Сама установка крышки с решеткой МТО тоже не очень тривиальная задача. Несмотря на то, что производитель выпускал набор конверсии именно для этого кита, пришлось серьезно подгонять и подпиливать. Учитывая общую хрупкость конструкции нужно быть очень осторожным.
После установки, при определенном ракурсе можно увидеть жалюзи! Старания были не напрасны :)
Из смоляного набора «Комплект ЗИП» установил выхлопные патрубки с броне колпаками (отличное качество!). Так же из проволоки сымитировал выводы из машинного отделения для электрического стартера на заднюю бронеплиту.
Замена надгусеничных полок, передних и задних грязевых щитков на модели СУ-100
Убрал пластиковые надгусеничные полки. Это лучше всего делать на начальном этапе сборки модели, после установки передней стенки рубки на место.
Из медной фольги толщиной 0,1мм сделал замену. При изготовлении сильно задумался о приобретении хорошей «гнулки» для фото-травления. Пришлось повозиться, в общем.
Полки установил на место при помощи супер-клея. Хорошенько промазал, вернее почти залил соединение полки и корпуса снизу, чтобы обеспечить прочность соединения. Супер-клей делает очень хрупкую склейку, деталь можно легко оторвать. Учитывая, что манипуляций с моделью еще будет много и браться модель будет часто за полки, нужна хорошая прочность.
Выступающие части на оконцовках полки в дальнейшем уберу надфилем.
Из жести от тюбика из под масляной краски сделал передние грязевые щитки. Для начала сделал бумажную выкройку и по ней вырезал заготовки. Клеил на супер-клей с внутренней стороны. Внешний шов обработал наждачной бумагой.
Задние грязевые щитки сделал из медной фольги 0,1мм. Самая ходовая и удобная толщина для медной и латунной фольги. Хорошо гнется и держит форму.
После подгонки и подрезки установил щитки на место. Сымитировал клепку и крепежные элементы из полоски пластика и головок заклепок, которые я могу делать в неограниченном количестве при помощи этой технологии.
Топливные баки на модели СУ-100
Поначалу собирался делать топливные баки для модели СУ-100 из фольги, но поковырявшись с деталями из набора Звезды, решил не усложнять себе жизнь и взять за основу их.
Срезал кривую имитацию боковых ручек на баках и заменил их ручками из медной фольги. Все оказалось довольно просто.
Срезал с баков имитацию лент креплений, зашпаклевал место склейки (каждый бак собирается из четырех деталей) и потом выровнял поверхность. Кроме того, добавил вмятины. Вырезал их модельным ножом и заровнял края вмятин надфилем и наждачкой.
Крепления баков к корпусу приклеил сразу на бак, а уже потом всю конструкцию буду устанавливать на место. Форма крепления (ложемента) бака не совсем такая, как на реальных фотографиях, но это не будет заметно на модели. Я решил, что на моем СУ-100 будут установлены все четыре бака.
Из набора барашков для БТТ от «Микродизайн» взял кронштейны для крепления стяжных лент на ложементах баков. В наборе, к сожалению, нашлось только 14 деталек. 2 детальки сделал из
В наборе, к сожалению, нашлось только 14 деталек. 2 недостающие детальки сделал из медной фольги. Очень мелкая работа! Почти в слепую. Вот тут мне пригодилась лупа, которую я недавно приобрел.
Стяжные ленты сделал из медной фольги, штырьки из тянутого литника. Сборка на супер-клей. Получилось, по-моему, хорошо. Раздумывал сделать стяжные гайки, но решил дальше не убивать глаза :)
Установил баки на модель. Выглядит отлично! Вообще, мелкая деталировка существенно оживляет модель и делает рассматривание ее более интересным.
Поручни на СУ-100
Все поручни сделал из проволоки диаметром 0,5мм. На мой взгляд, оптимальная толщина. На модели поручни не выглядят гармонично. Как такой диаметр ложится в масштаб даже не прикидывал. На мой взгляд, можно взять проволоку даже побольше диаметром.
Сварные швы имитировал при помощи эпоксидной шпаклевки. Технология довольно проста: изготавливаем поручни по размерам из чертежей, просверливаем отверстия в корпусе, внутрь отверстия помещаем маленький шарик шпаклевки и вставляем поручень. Шпаклевка оказывается вокруг стыка поручня и корпуса. Убираем лишнюю шпаклевку и формируем сварной шов.
На СУ-100 выпуска января 1945 года поручень устанавливался на крыше рубки, рядом с колпаками вентиляторов.
На правом борту устанавливалось два поручня. На корпусе и на командирской башенке. На комбашенке поручень был изгонут.
Два поручня устанавливались на крышки МТО и были смещены ближе к задней части корпуса.
На левом борту устанавливался один поручень.
Сборка ходовой модели СУ-100
Самым слабым место модели СУ-100 от Звезды являются виниловые ленты траков, которые я заменил отличным набором от MSD. Траки собираются без проблем. Никаких утяжин, облоя и следов от толкателей мною замечено не было.
Ведущая звездочка, в идеале, требует доработок по болтам крепления, но я решил оставить все как есть.
Передний ленивец, в целом, тоже не вызывает особых нареканий. Важно! Не приклеивайте крепление ленивца сразу к корпусу, при помощи изменения его положения вы сможете регулировать «натяжение» гусеницы и избежать проблемы стыкуемости траков в собранной ленте.
Не смотря на то, что в обзоре перед стройкой я хотел использовать не очень копийные катки из набора, по случаю приобрел набор смоляных катков для СУ-100 от «Комплекта Зип». Они выпускают два варианта катков: для «Звезды» и для модели от «Dragon». В магазине был комплект для «Dragon», отличается он, как я понял, только диаметром отверстий в катках и шириной втулки.
Для подгонки под «Звезду» пришлось их немного доработать.
На грузошинах сделал небольшие «сколы» и повреждения от эксплуатации.
Ходовая собрана отдельно от модели. Окончательную сборку буду производить уже после покраски. Иначе будет уж очень сложно хорошо покрасить резиновые части катков.
В процессе сборки делал сборку ходовой на сухую. Небольшие провисы верхней части гусеницы на катках можно без труда сформировать на свежесклеенных лентах траков. Регулировкой положения ленивца можно добиться идеальной стыкуемости ленты. При окончательной сборке тяжелые траки можно будет приклеить к каткам сверху там, где это будет необходимо.
Петли для грунтозацепов СУ-100 и другая мелочевка на надгусеничных полках модели.
Места под грунтозацепы на правой полке я сымитировал при помощи полосок из пластика. Так же можно было это сделать из медной фольги, но пластик легче обрабатывать и подгонять. Приклеено супер-клеем.
Из тонкой проволоки 0,3мм сделал петельки для грунтозацепов.
Форма петель на мой взгляд получилась несколько скругленной, но на этом я решил остановиться.
Лопату сделал из набора инструментов от «Микродизайн», ручку лопаты из зубочистки обработанной наждачной бумагой для уменьшения диаметра.
В пластиковом «хламе» от старых моделей нашел коуши (?) для удлинения буксировочных тросов и установил их на надгусеничную полку. Из полоски жести сделал стяжку и установил барашек. Не знаю, как было в реальности, но получилась интересная «мелочевка».
Из набора инструментов от «Микродизайн» сделал двуручную пилу, ручки пилы — зубочистка. Крепление на корпус — пластик от Доширака.
Установил ящик ЗИП из набора. Не стал заморачиваться с креплениями его к полке, хотя можно было и поковыряться. К этому моменту я уже подустал от модели :)
Фара от Ельф и гудок, который я доработал из детальки из набора.
Установил фару и гудок на корпус и из тонкой проволочки сделал имитацию проводки.
СУ-100 января 1945 года комплектовались двумя тросами длиной 5м каждый. Коуши для тросов были взяты от тросов из набора, сами тросы от «Микродизайна».
Так же на надгусеничных полках я поставил бонки для крепления тросов. На передней бронеплите будут размещены пять запасных траков и пару бонок для их крепления.
Сборка модели СУ-100. Итог
Вот такая получилась сборка «Из коробки». В общем-то, после постройки Т-18 МС-1 от Восточного экспресса мне уже ничего не страшно :). Но под конец я несколько притомился от процесса. В следующий раз нужно попробовать не устраивать долгострой.
Ну а впереди покраска. Хочу поэкспериментировать с модуляцией. Спасибо, что дочитали эту огромную статью до конца!