
Все статьи по сборке модели: 8146 Eduard I-16 Type 17 ProfiPack
За основу окраски я взял камуфляжную схему истребителя И-16 старшего лейтенанта Михаила Яковлевича Васильева с бортовым номером 28. Эта схема представлена в инструкции к набору. Для окраски самолетов по стандартной схеме с двухцветным камуфляжем в 42/43 годах использовались цвета: АМТ-7 (голубой) для нижней части фюзеляжа и плоскостей и АМТ-6 (черный) — АМТ-7 (зеленый) для камуфляжа верхних плоскостей и фюзеляжа.
Но перед нанесением основных цветов я решил покрасить весь самолет в алюминиевый металлик. Это нужно для того, чтобы удобно было делать сколы, просто процарапывая слой краски до металлика.
Эксперименты с металликом
К моменту окраски из металликов в наличие у меня был только Mr. Metal Color от Gunze, который в чистом виде не очень подходит к этой задаче, т.к. является полируемым (подробнее об этих металликах можно прочитать в этой статье) и при простом нанесении довольно сильно пачкается и непонятно, как будет на нем вести себя следующий слой краски.
В общем, я решил поэкспериментировать. Первым в эксперименте принял участие пигмент от МХП «Авиационный алюминий». Пигмент имеет очень мелкий помол и я решил, что при смеси с лаком может получится интересно.

Но, к сожалению, чуда не произошло. Поверхность ложки, на которую был нанесен мой самопальный «металлик», имела некрасивые разводы и была очень не прочной. На пальцах оставались следы от пигмента и краску можно было довольно легко стереть салфеткой.

Вариант со смесью лака и металлика от Gunze дал несколько лучший вариант по прочности, но все так же был далек от идеала и не очень напоминал металлическую поверхность.
В общем от изобретения велосипеда я быстро отказался и купил в местной лавке металик от АК White aluminium, который без каких либо танцев с бубном дал отличный результат. Просто наливаешь в аэрограф и дуешь тонким слоем.

Прешейдинг для модели самолета
После нанесения металлика сделал прешейдинг. Использовал краску Tamiya XF-69 Nato Black.

Краска скорее «почти черная», поэтому линии прешейдинга получились не супер контрастными. Учитывая, что эффект от прешейдинга будет почти скрыт задувкой основных цветов, его лучше делать чистым черным цветом.

Мешаем цвета AMT-4, AMT-6 и AMT-7 из Тамии
В сети встречается много рецептов, как смешать цвета АМТ-4, АМТ-6 и АМТ-7 из Тамии. Я выбрал следующие рекомендации. АМТ-4 (оттенок зеленого) смешал из 90% XF-67 NATO GREEN и 10% XF-4 YELLOW GREEN.

Для АМТ-6 (оттенок черного) подходит чистый цвет XF-69 NATO BLACK

Цвет АМТ-7 (оттенок голубого) можно смешать из 80% XF-23 LIGHT BLUE, 15% XF-2 FLAT BLACK и 5% FLAT BLUE

Как всегда, перед нанесением на модель я делал тестовые выкраски на листе пластика от доширака, чтобы посмотреть на совместимость и сочетание цветовой схемы. Я не большой знаток аутентичных цветов, но в общем и целом результат меня удовлетворил.
Окраска нижней части модели И-16 и сколы
Нижние поверхности крыльев и фюзеляжа И-16 окрасил в АМТ-7. Наносил полупрозрачными слоями, чтобы не «убить» прешейдинг. Кроме того, прошелся дополнительным слоем высветления, добавив в краску белого цвета на глаз.

На мой взгляд получилось очень даже ничего.

После высыхания краски аккуратно содрал иголкой верхний слой до металлика в тех местах, где могли быть сколы на реальном самолете.

Результатом остался доволен. Создается полное ощущение окрашенных краской металлических деталей.

Для окраски верхних поверхностей и получения четкой границы на стыках окраски замаскировал нижнюю поверхность по контуру тамиевским скотчем, нарезанным на тонкие полоски по контуру. После чего закрыл уже крупными кусками скотча всю нижнюю часть модели.

Камуфляжная схема окраски самолетов 41/43 года. АМТ-4 и АМТ-6 из Tamiya
Верхнюю поверхность модели И-16 для начала полностью задул краской АМТ-4, после чего при помощи полосок гибкого скотча от Тамии нанес контуры камуфляжных пятен и обычным скотчем заклеил участки, которые останутся в зеленом оттенке.

Задул камуфляжные пятна цветом АМТ-7 (XF-69)

Промежуточный результат
На этом базовая окраска модели истребителя подошла к концу. Учитывая, что это моя первая модель в авиационной тематике, результатом остался доволен.
Сколы. Стяжная лента на капоте. Окраска мелочей модели самолета И-16.
Шилом, сделанным из ручки зубной щетки и иголки, процарапал краску до предыдущего слоя металлика. По легенде, самолет сначала был покрашен в металлик, а уже потом на него была нанесена камуфляжная схема.
Кожаный валик в кабине пилота окрасил темперой под кожу. Получилось довольно плоско. В дальнейшем добавлю более темного оттенка, чтобы показать объем и неравномерность текстуры кожи.

Приклеил трубку Пито. Возможно, ее нужно было приклеить наоборот :)

На крыле и фюзеляже в месте посадки летчика в кабину нанес много сколов. По началу было ощущение перебора и однотипности царапин, что смотрелось не очень естественно. В дальнейшем при помощи масляных точек и обработкой мелкой шкуркой постарался убрать «одинаковость» потертостей.

Стяжную ленту на капоте сделал из фольги самоклейки. Очень удобный материал для такого типа работ. Фольга мягкая и пластичная.

Так же сделал небольшие потертости на элементах шасси.

Кок винта и лопасти тоже ободрал. На лопастях направление царапин сделал не совсем правильно. По идее их нужно делать перпендикулярно вращению винта.

Приклеил задний костыль и сильно его поцарапал до металлика. Ну тут точно переборщил.

Пигментами (различные цвета ржавчины), окрасил выхлопные патрубки. Остатками пигмента, который не лег на патрубки, сымитировал следы от выхлопных газов. На мой взгляд получилось вполне убедительно.

Так как пигмент после покрытия лаком теряет цвет, процедуру придется повторить после окончательного покрытия модели матовым лаком.

Промежуточный результат окраски модели И-16
Глянцевый лак и декали
При покрытии модели глянцевым лаком Тамия получил небольшую шагрень. Использовал глянцевый лак X-22, разведенный 1:1 с родным разбавителем. Давление на компрессоре 1 атм. В общем, все как всегда.

Но в этот раз лак в некоторых местах ложился очень мелкими каплями, не покрывая всю поверхность. Грешу на то, что модель пролежала больше полугода рабочем столе и, возможно, покрылась тонкой жирной пленкой или что-то в этом роде. В общем, случился небольшой косяк.


Декали легли хорошо, в процессе не было никаких проблем. Приваривал как всегда раствором уксуса. На мой взгляд самое лучшее средство. Дешево и сердито.

Поверх декалей еще раз дунул глянцевым лаком и немного прошелся мелкой шкуркой 1500-3000, чтобы сравнять ступеньку от декали и убрать шагрень от лака.

Световые окна сделал при помощи волшебной жижи Micro Kristal Clear от Microscale. Это хорошо очищенный ПВА клей, который при высыхании дает довольно прозрачную пленку. Его часто используют в моделях гражданской авиации для имитации иллюминаторов. Вообще, вся химия от Microscale очень высокого качества и стоит своих денег. Рекомендую.

Шины покрасил XF-69 NATO BLACK, отлично передает цвет не совсем новой резины.

В наборе идут маски на фонарь, что очень удобно. Все что нужно, это просто аккуратно наклеить их по месту. Для окраски использовал металлик Polished Aluminium от AK interactive.

Из прозрачного тянутого литника сымитировал БАНО на крыльях. Лампочки получились маловаты, ну да ладно.

Покрасил их тамиевским цветным лаком X-27 (красный) и X-25 (зеленый)

габаритный огонь сзади фюзеляжа красить не нужно, он был белый.

Смывка и масляные точки
Смывку как всегда мешал самостоятельно. На нижних поверхностях модели использовал коричневый цвет, чтобы не получить излишнюю контрастность. На верхних поверхностях использовал стандартный черный цвет.
Масляные точки наносил, опираясь на замечательный гайд от Максима Гойны на Youtube. Если вы делаете модель самолета в первый раз, очень рекомендую!
После всех доработок по корпусу задул модель матовым лаком от Тамии. Вообще, Тамиевский матовый лак требует определенной сноровки. Заметил, что чем сильнее его разводишь, тем менее матовым получается результат и приходится наносить несколько слоев.

Доработки стоек шасси в модели И-16
Стойки шасси вклеивал в несколько приемов. Вначале вклеил основные детали и дал просохнуть склейке несколько часов, чтобы место стыка стойки и корпуса затвердело и стойки не подогнулись под тяжестью модели. После этого подклеил боковые детали, предварительно их укоротив на 2.5 мм, так как при сборке я так же уменьшил высоту основных стоек.

Из тянутого литника добавил дополнительные опоры для щитков стоек

По три опоры на каждую стойку шасси. После чего покрасил их в АМТ-7 кистью.

Так же сделал имитацию тяг для боковых створок.

Ни и в завершении поставил колеса и из мононити сделал имитацию тяг уборки шассии. После чего покрасил нить металликом.

На этом стройка модели самолета И-16 была закончена!