Все статьи по постройке модели СУ-100
Самоходки СУ-100 пошли на фронт в ноябре 1944 года с завода УЗТМ и их выпуск продолжался после войны. Модель СУ-100, что предлагает «Звезда», больше всего подходит для сборки машины послевоенного периода. Я же попробую сборку модели СУ-100 от Звезды, наиболее приближенную к периоду выпуска конца декабря 1944 — января 1945 года.
В декабре 2016 года журнал «М-хобби» начал печатать монографию по СУ-100, которая, надеюсь, поставила все точки на «i» в изысканиях и спорах моделистов по модификациям этой машины с привязкой к периоду выпуска. (Журнал «М-ХОББИ» декабрь 2016, январь — февраль 2017 гг. №№186 — 188). В этой статье большинство снимков СУ-100 будет использовано из этого журнала. Так же я подготовил файл с чертежами модели, которые взял из журнала (ссылка в конце статьи)
В статье использованы фотографии из журнала «М-хобби» и с сайта legion-afv.narod.ru
Модель СУ-100 от Звезды в масштабе 1:35. Основные доработки.
Имитация стыка балки и лобовой броне-плиты
В результате увеличения толщины верхней лобовой брони машины до 75-ти мм при соединении ВЛД с литой балкой образовалась ступенька. Такая ситуация на СУ-100 сохранялась до конца войны.
«Звезда» предлагает послевоенный вариант стыка передней балки и верхней броне-плиты СУ-100. Этот момент обязательно нужно будет доработать.
Форма передних грязевых щитков СУ-100
«Звезда» дает позднюю форму грязевых щитков, которые начали устанавливать на машину в послевоенное время. Форма щитков военного периода на СУ-100 была полукруглой и совпадала со щитками, устанавливаемыми на танки Т-34
Щитки однозначно под замену. Делать буду из жести. Так же нужно будет сделать «лючки» на боковых стенках, которые нужны были для установки механизма натягивания гусениц.
Вертикальная створка люка заряжающего
Вертикальная створка люка заряжающего на корпусе СУ-100 сохранялась до марта 1945 года. Створку убрали в ходе модернизации деталей корпуса с целью уменьшения образования трещин в броне при изготовлении деталей.
У сборной модели СУ-100 от «Звезды» она отсутствует, буду делать. В общем то, ничего сложного. Ну, с петлями придется немного повозиться. Плюс не забыть сымитировать гужоны на створке люка.
Доработка люка панорамы и верхней створки люка заряжающего на модели СУ-100
Верхняя створка люка заряжающего — петли имеют 6 шарниров, на правой петле располагается фиксатор люка в открытом состоянии.
На модели СУ-100 от Звезды необходимо переделать форму петель и сымитировать фиксатор люка.
У створок люка панорамы необходимо сделать фиксаторы, которые приваривались к шарнирам, а так же имитацию торсионов из проволоки.
Люк механика-водителя, маркировка буквой «Р.»
Крышка люка самохода стала толще, по сравнению с СУ-85, так как увеличилась толщина лобовой брони, и для того, чтобы не возникало путаницы при сборке, крышку люка механика-водителя СУ-100 стали маркировать буквой «Р.», что, по всей видимости, означало «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г.
К сожалению, на смоле от «Комлекта ЗИП», как и на детали люка для модели СУ-100 от «Звезды» буквы нет и придется делать ее самостоятельно из литника. Скорее всего придется повозиться с приклеиванием ее на смоляную деталь.
Соединение боковой и задней броне-плиты боевой рубки СУ-100
До 1945 года соединение этих деталей делалось «в шип», что, при сварке, приводило к частому возникновению трещин на закаленных листах брони. С января 1945г, это соединение стали делать «встык».
Имитировать соединение «встык» на модели СУ-100 от «Звезды» будет достаточно просто. Для этого пластиком нужно будет нарастить выступы боковых стенок рубки и имитировать сварные швы.
Треугольные косынки между боевой рубкой и двигательным отсеком СУ-100.
Косынки сохранялись в конструкции машины до мая 1945года. Их убрали в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности появления трещин при сварке деталей корпуса.
У «Звезды» они отсутствуют, буду делать их из пластика с имитацией сварных швов.
Замена болтов на кормовой броне-плите
На кормовой броне-плите заменю болты, они «замыленные» какие-то в наборе. Использовать буду метизы от «MasterClub», (артикул: MC435036, головка болта под ключ, диаметр: 0.9мм)
Поручни на спонсоне командирской башенки, правом борту рубки и около броне-колпаков вентиляторов
Поручень на спонсоне командирской башенки появился с января 45 года, при этом прямой поручень на правом борту стал немного короче. Еще один поручень находился рядом с броне-колпаками вентиляторов, ближе к правому борту машины. Все поручни буду, как обычно, делать из подходящей проволоки. Нашел в сети интересный способ имитации приварки поручня к корпусу танка, буду использовать его.
Лючок к доступу к узлу регулировки правой гусеницы на самоходке СУ-100
На нижнем лобовом листе у самоходок располагался лючок доступа к узлу регулирования натяжения правой гусеницы машины. В пластике он никак не представлен. Его наличие даст дополнительную деталировку модели, скорее всего буду его имитировать.
Вафельные траки производства УЗТМ
Использовались литые вафельные траки производства УЗТМ. Тот ужас, что идет в наборе будет заменен просто отличными по соотношению цена/качество наборными траками от MSD.
Тип катков
Сплошные резиновые бандажи катков, вместо прежних перфорированных использовались с апреля 1944 года.
В наборе с бандажами все в порядке, но вот наличие гайки на оси катка не соответствует реальности.
Как-то исправить это малыми силами не представляется возможным. Вариант приобрести набор катков от «Комплект ЗИП», артикул: 35024, либо забить на это и оставить все как есть.
Длинна буксировочных тросов СУ-100
В отличии от Т-34 на СУ-100 использовались удлинненые до 5-ти метров буксировочные тросы (с марта 1945года — 6.5 метров). В наборе они даются в пластике с масштабной длинной 3.5м. Использовать буду купленный по случаю трос от «Микродизайн». В «М-хобби» дано подробное описание укладки тросов на машину.
Крепления топливных баков на СУ-100
С января 45-го года использовался поздний унифицированный тип крепления топливных баков стальными лентами к площадкам в верхней и нижней части ложементов. Нужно будет подробнее разобраться с конструцкией. Я еще не определился, будут ли на модели баки (походный вариант) или нет (боевой варинат). Баки на СУ-100 использовались только как канистры для топлива и не имели соединения с топливной системой машины.
Чертежи для постройки модели СУ-100
Перед началом работы подготовил скомпонованные чертежи СУ-100 выпуска 1944-45 годов в масштабе 1:35.
Чертежи готовы для печати на листах формата А4. Взяты из журнала «М-Хобби» и более удобно скомпонованы для печати на отдельных листах, что удобно при постройке модели.
Скачать чертеж СУ-100 в масштабе 1:35
Другие доработки
В постройке буду использовать металлический ствол, фары от Elf, смоляные детали от «Комплект ЗИП», решетки МТО из фото-травления «Микродизайн». Подробнее о дополнениях можно посмотреть в обзоре модели СУ-100. Будет сделана имитация сварных швов, там где это необходимо ну и по ходу стройки обязательно найдется что-то, что можно будет доработать.
В этой статье я постарался описать все существенные моменты, которые необходимо сделать, чтобы получить машину наиболее близкую к времени выпуска января 1945года.