Все посты по стройке модели танка Т-18 МС-1
Вторая часть работы над ходовой модели танка Т-18 МС-1. Изготовление поддерживающих катков, ведущей звездочки и ленивца.
Верхние поддерживающие катки
Верхние катки в ходовой танка изначально имели три поддерживающих катка, два спереди и один сзади. Но такая конфигурация была не очень удачна и позднее были внесены ряд изменений в конструкцию ходовой части танка Т-18. В передний узел добавили третий каток, а задний каток перенесли ближе к ведущей звездочке. Я выбрал второй вариант, т.к. первый встречался только у первых экземпляров танков.
Детали представленные в наборе по традиции были использованы только в качестве заготовок.
При помощи надфиля и наждачки толщина колес была уменьшена в два раза. В общем, для этого можно было использовать и пилку, но тогда под рукой у меня ее не было. Далее с двух сторон был наклеен кружочек из пластика от доширака чуть меньшего диаметра, что бы сымитировать обрезиненность катка и наклеены необходимые заклепки и болты.
Колеса заднего поддерживающего катка крепятся на кронштейн, который в свою очередь крепился на втулку амортизатора основного катка. Я не стал точно имитировать втулку для колес, т.к. ее не будет видно на готовой модели.
Ниже на фото задний поддерживающий каток в сборе.
После примерки я убрал поддерживающие катки с модели, т.к. конструкция получилась довольно хрупкой и постоянно задевалась пальцами при работе с моделью. Окончательно приклею ее уже на этапе сборки траков.
Рессоры для передних поддерживающих катков танка Т-18 сделал из трех полосок пластика. Склеивал с небольшим сдвигом по продольной оси, чтобы лучше были видны отдельные пластины в рессорах. Стяжки сделал из фольги-самоклейки.
Как и с задними катками особо не заморачивался с имитацией втулок. Видно все равно не будет.
На стороне катков, которые будут обращены к корпусу не стал имитировать заклепки и болты. Обойдемся без «сусликов, которых не видно, но они есть», и так работы «выше крыши».
Крепление передних поддерживающих катков к корпусу так же сделал из «дошипластика». На фото крепление приклеено ниже чем нужно миллиметра на три. Окончательно позиционировать буду при сборке траков.
Ведущее колесо танка Т-18 МС-1
Изучив фотографии немного подкорректировал форму боковых стенок в задней части танка.
Форму звездочки ведущего колеса авторам отливок скорее всего навеял южный воздух Молдавии, ничего общего с реальностью их творение не имело, поэтому зубцы были аккуратно убраны. Детали траков из набора больше всего похожи на ранние траки ходовой танка. В ранней версии «зубцы» зацепов гребня трака имели довольно необычную форму. Для их изготовления я сделал соответствующий профиль, к широкой полоске пластика сверху и снизу приклеил тонкие профили квадратного сечения (см. фото), и потом нарезал из него детали зацепов. Расстояния между ними мерил по длине гребня трака. Хотя это гиблое дело, разработчики умудрились в одном наборе сделать как минимум четыре вида траков, у которых отличаются размеры и фактура. Такое ощущение, что при разработке отливок они рисовали чертежи тупым карандашом в школьной тетрадке.
В конечном итоге получилось вот так. Наверное можно сделать и более аккуратно, но с учетом того, что большая часть зацепов будет скрыта под гусеницей и это не самое видное место, надеюсь, косяки не будут бросаться в глаза.
С узлом крепления к корпусу вообще не стал усложнять, т.к. он почти целиком будет скрыт под гусеницей.
Переднее колесо. Ленивец танка Т-18 МС-1
Ленивец из комплекта — это пожалуй единственная деталь, которая по своим размерам более-менее соответствует прототипу.
Добавил имитацию резины на колесе при помощи полоски пластика и болты.
Сделал держатель для тяги натяжения гусеницы на вале ленивца
Из пластика и кусочка литника сделал крепление тяги на корпусе, сымитировал гайку. На макро-съемке видно, что гайка получилась не очень, но издалека выглядит приемлемо.
Внутренние втулки тяги сделал из иглы, сами тяги из литника.
Перед сборкой узла с тягами обязательно сделайте узел крепления для гудка и фары, иначе потом доступ к этому месту будет сильно ограничен.
Ниже на фото тяги натяжения гусеницы в сборе.
Дополнительный каток на передней стойке танка Т-18 МС-1
Амортизатор дополнительного катка был сделан из литника и полосок фольги-самоклейки. При наличии хороших сверл и мини-дрели просверлить отверстие в торце кожуха амортизатора довольно просто.
С креплениями бокового катка тоже особо не мудрил, видно не будет.
По чертежам ось дополнительного катка танка Т-18 МС-1 располагается чуть выше осей остальных опорных катков.
Ходовая модели танка Т-18 МС в сборе
Ниже представлены фотографии ходовой в сборе. Ленивец поставлен на сухую, детали верхних опорных катков, как писал выше, пока не стал клеить, ибо они наверняка будут оторваны при дальнейших манипуляциях с моделью. Окончательно все буду собирать вместе с траками. Также нужно будет перенести крепление передних опорных катков выше 2-3мм.
Далее займусь верней и боковыми створками люка мехвода. Наличие интерьера обязывает сделать на створках рабочие петли.