Модель СУ-100 от Звезды. Фото, чертежи, подготовка к постройке.

СУ-100

СУ-100, последняя самоходка, выпущенная на заводе УЗТМ

Все статьи по постройке модели СУ-100

Самоходки СУ-100 пошли на фронт в ноябре 1944 года с завода УЗТМ и их выпуск продолжался после войны. Модель СУ-100, что предлагает «Звезда», больше всего подходит для сборки машины послевоенного периода. Я же попробую сборку модели СУ-100 от Звезды, наиболее приближенную к периоду выпуска конца декабря 1944 — января 1945 года.

В декабре 2016 года журнал «М-хобби» начал печатать монографию по СУ-100, которая, надеюсь, поставила все точки на «i» в изысканиях и спорах моделистов по модификациям этой машины с привязкой к периоду выпуска. (Журнал «М-ХОББИ» декабрь 2016, январь — февраль 2017 гг. №№186 — 188). В этой статье большинство снимков СУ-100 будет использовано из этого журнала. Так же я подготовил файл с чертежами модели, которые взял из журнала (ссылка в конце статьи)

В статье использованы фотографии из журнала «М-хобби» и с сайта legion-afv.narod.ru

Модель СУ-100 от Звезды в масштабе 1:35. Основные доработки.

Имитация стыка балки и лобовой броне-плиты

В результате увеличения толщины верхней лобовой брони машины до 75-ти мм при соединении ВЛД с литой балкой образовалась ступенька. Такая ситуация на СУ-100 сохранялась до конца войны.

Модель СУ-100. Ранний тип сварки ВЛД и НЛД с передней литой балкой

СУ-100. Ранний тип сварки ВЛД и НЛД с передней литой балкой

«Звезда» предлагает послевоенный вариант стыка передней балки и верхней броне-плиты СУ-100. Этот момент обязательно нужно будет доработать.

Модель СУ-100 Изменяем форму стыка литой балки и верхней ВЛД на модели

Модель СУ-100 от Звезды. Изменяем форму стыка литой балки и верхней ВЛД на модели

Форма передних грязевых щитков СУ-100

«Звезда» дает позднюю форму грязевых щитков, которые начали устанавливать на машину в послевоенное время. Форма щитков военного периода на СУ-100 была полукруглой и совпадала со щитками, устанавливаемыми на танки Т-34

Передний грязевой щиток СУ-100 военного периода

Передний грязевой щиток СУ-100 военного периода

Щитки однозначно под замену. Делать буду из жести. Так же нужно будет сделать «лючки» на боковых стенках, которые нужны были для установки механизма натягивания гусениц.

Передний грязевой щиток СУ-100 послевоенного образца.

Модель СУ-100 от Звезды .Передний грязевой щиток послевоенного образца.

Вертикальная створка люка заряжающего

Вертикальная створка люка заряжающего на корпусе СУ-100 сохранялась до марта 1945 года. Створку убрали в ходе модернизации деталей корпуса с целью уменьшения образования трещин в броне при изготовлении деталей.

СУ-100. Вертикальная створка люка заряжающего.

Вертикальная створка люка заряжающего на СУ-100

У сборной модели СУ-100 от «Звезды» она отсутствует, буду делать. В общем то, ничего сложного. Ну, с петлями придется немного повозиться. Плюс не забыть сымитировать гужоны на створке люка.

Модель СУ-100 Место под вертикальный люк СУ-100 на модели Звезда

Модель СУ-100 «Звезда». Место под вертикальный люк.

Доработка люка панорамы и верхней створки люка заряжающего на модели СУ-100

Верхняя створка люка заряжающего — петли имеют 6 шарниров, на правой петле располагается фиксатор люка в открытом состоянии.

Люк заряжающего СУ-100

Люк заряжающего СУ-100

На модели СУ-100 от Звезды необходимо переделать форму петель и сымитировать фиксатор люка.

Люк заряжающего СУ-100 Звезда

Модель СУ-100 от Звезды. Люк заряжающего

У створок люка панорамы необходимо сделать фиксаторы, которые приваривались к шарнирам, а так же имитацию торсионов из проволоки.

Люк панорамы СУ-100

Люк панорамы СУ-100

Модель СУ-100 Детали люка панорамы СУ-100 на модели Звезда

Модель СУ-100. Детали люка панорамы на модели

Люк механика-водителя, маркировка буквой «Р.»

Крышка люка самохода стала толще, по сравнению с СУ-85, так как увеличилась толщина лобовой брони, и для того, чтобы не возникало путаницы при сборке, крышку люка механика-водителя СУ-100 стали маркировать буквой «Р.», что, по всей видимости, означало «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г.

Люк механика водителя СУ-100

Люк механика водителя СУ-100

К сожалению, на смоле от «Комлекта ЗИП», как и на детали люка для модели СУ-100 от «Звезды» буквы нет и придется делать ее самостоятельно из литника. Скорее всего придется повозиться с приклеиванием ее на смоляную деталь.

Детали люка механика водителя СУ-100 от звезды и Комплект ЗИП

Детали люка механика водителя СУ-100 от звезды и Комплект ЗИП

Соединение боковой и задней броне-плиты боевой рубки СУ-100

До 1945 года соединение этих деталей делалось «в шип», что, при сварке, приводило к частому возникновению трещин на закаленных листах брони. С января 1945г, это соединение стали делать «встык».

Ранний стык боковой и задней стенки рубки СУ-100 Белгород

Ранний тип стыка боковой и задней стенки рубки в «шип-паз» СУ-100 Белгород

Модель СУ-100 Поздний стык боковой и задней стенки рубки СУ-100 Белгород

Поздний тип стыка боковой и задней стенки рубки «встык» СУ-100 Белгород

Имитировать соединение «встык» на модели СУ-100 от «Звезды» будет достаточно просто. Для этого пластиком нужно будет нарастить выступы боковых стенок рубки и имитировать сварные швы.

Имитация стыка боковой и задней броне-плиты рубки СУ-100 Звезда

Имитация стыка боковой и задней броне-плиты рубки модели СУ-100 Звезда

Треугольные косынки между боевой рубкой и двигательным отсеком СУ-100.

Косынки сохранялись в конструкции машины до мая 1945года. Их убрали в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности появления трещин при сварке деталей корпуса.

Треугольные косынки за рубкой СУ-100

Треугольные косынки за рубкой СУ-100

У «Звезды» они отсутствуют, буду делать их из пластика с имитацией сварных швов.

Треугольные косынки за рубкой СУ-100 Звезда

Модель СУ-100. Треугольные косынки за рубкой

Замена болтов на кормовой броне-плите

На кормовой броне-плите заменю болты, они «замыленные» какие-то в наборе. Использовать буду метизы от «MasterClub», (артикул: MC435036, головка болта под ключ, диаметр: 0.9мм)

Задняя броне-плита СУ-100

Задняя броне-плита СУ-100

Деталь задней броне-плиты СУ-100 Звезда

Деталь задней броне-плиты СУ-100 Звезда

Поручни на спонсоне командирской башенки, правом борту рубки и около броне-колпаков вентиляторов

Поручень на спонсоне командирской башенки появился с января 45 года, при этом прямой поручень на правом борту стал немного короче. Еще один поручень находился рядом с броне-колпаками вентиляторов, ближе к правому борту машины. Все поручни буду, как обычно, делать из подходящей проволоки. Нашел в сети интересный способ имитации приварки поручня к корпусу танка, буду использовать его.

Модель СУ-100 Поручень рядом с броне-колпаками вентиляторов СУ-100

Поручень рядом с броне-колпаками вентиляторов СУ-100

Лючок к доступу к узлу регулировки правой гусеницы на самоходке СУ-100

На нижнем лобовом листе у самоходок располагался лючок доступа к узлу регулирования натяжения правой гусеницы машины. В пластике он никак не представлен. Его наличие даст дополнительную деталировку модели, скорее всего буду его имитировать.

 

Лючок доступа к регулировке натяжения правой гусеницы на самоходах СУ-100 и СУ-85

Лючок доступа к регулировке натяжения правой гусеницы на самоходах СУ-100 и СУ-85

Вафельные траки производства УЗТМ

Использовались литые вафельные траки производства УЗТМ. Тот ужас, что идет в наборе будет заменен просто отличными по соотношению цена/качество наборными траками от MSD.

Траки СУ-100

Траки СУ-100

Вафельные траки для Т-34 MSD

Вафельные траки для Т-34 MSD

Тип катков

Сплошные резиновые бандажи катков, вместо прежних перфорированных использовались с апреля 1944 года.

Катки СУ-100

Катки СУ-100

В наборе с бандажами все в порядке, но вот наличие гайки на оси катка не соответствует реальности.

Модель СУ-100 Катки в наборе СУ-100 от Звезды

Катки в наборе СУ-100 от Звезды

Как-то исправить это малыми силами не представляется возможным. Вариант приобрести набор катков от «Комплект ЗИП», артикул:  35024, либо забить на это и оставить все как есть.

Длинна буксировочных тросов СУ-100

В отличии от Т-34 на СУ-100 использовались удлинненые до 5-ти метров буксировочные тросы (с марта 1945года — 6.5 метров). В наборе они даются в пластике с масштабной длинной 3.5м. Использовать буду купленный по случаю трос от «Микродизайн». В «М-хобби» дано подробное описание укладки тросов на машину.

Микродизайн. Трос для БТТ 1мм. МД 00110, 50см

Микродизайн. Трос для БТТ 1мм. МД 00110, 50см

Крепления топливных баков на СУ-100

С января 45-го года использовался поздний унифицированный тип крепления топливных баков стальными лентами к площадкам в верхней и нижней части ложементов. Нужно будет подробнее разобраться с конструцкией. Я еще не определился, будут ли на модели баки (походный вариант) или нет (боевой варинат). Баки на СУ-100 использовались только как канистры для топлива и не имели соединения с топливной системой машины.

Крепление баков СУ-100

Крепление баков СУ-100

Чертежи для постройки модели СУ-100

Перед началом работы подготовил скомпонованные чертежи СУ-100 выпуска 1944-45 годов в масштабе 1:35.

Чертежи готовы для печати на листах формата А4. Взяты из журнала «М-Хобби» и более удобно скомпонованы для печати на отдельных листах, что удобно при постройке модели.

Скачать чертеж СУ-100 в масштабе 1:35

Другие доработки

В постройке буду использовать металлический ствол, фары от Elf, смоляные детали от «Комплект ЗИП», решетки МТО из фото-травления «Микродизайн». Подробнее о дополнениях можно посмотреть в обзоре модели СУ-100. Будет сделана имитация сварных швов, там где это необходимо ну и по ходу стройки обязательно найдется что-то, что можно будет доработать.

В этой статье я постарался описать все существенные моменты, которые необходимо сделать, чтобы получить машину наиболее близкую к времени выпуска января 1945года.

Сохранить статью: